Макар Евсевьевич Евсевьев (1864 – 1931)

Евсевьев Макар ЕвсевьевичМакар Евсевьевич Евсевьев – выдающийся мордовский ученый-просветитель конца XIX века и начала XX века, вышедший из народных глубин и заслуживший признательность не только мордовского, но и других приволжских народов. По своим общественным взглядам, мировоззрению М.Е. Евсевьев примыкал к кругу прогрессивных деятелей русской культуры и ученых малых национальностей Поволжья. Он глубоко воспринял демократические идеи И.Н. Ульянова, хорошо знал и разделял просветительские взгляды известного ученого и педагога чувашского народа И.Я. Яковлева.
М.Е. Евсевьев родился 18 января (по н.с. 31 января) 1864 года в деревне Малые Кармалы (Цярмун) Муратовской волости Буинского уезда Симбирской губернии в многодетной семье. Отец его Евсевий Тихонович и мать Ирина Петровна Кабаевы были трудолюбивыми и заботливыми родителями. Однако семья Кабаевых жила в постоянной бедности и нужде, в вечных хлопотах о содержании и воспитании четырнадцати детей. Еще в раннем детстве Макар выполнял посильную работу в семье и научился уважать труд.
Евсевий Тихонович и Ирина Петровна отличались незаурядными способностями, хорошей памятью, любили мордовскую народную музыку. Они хранили в своей памяти огромные богатства устно-поэтического творчества: хорошо знали и исполняли народные песни, сказки, легенды, предания. Благодаря своим родителям – талантливым сказителям – с ранних лет мальчик познал красоту и пленительность народного творчества.
В 1872 году Макар Евсевьев был отдан в Шераутскую начальную школу, находившуюся в семи верстах от его родного села. Мальчик учился хорошо, проявлял большой интерес к знаниям. После окончания сельской школы он мечтал о дальнейшей учебе. И это сбылось через два года. с холщовой сумкой за плечами, в лаптях отправился Евсевьев в Казань. Там его приняли в учительскую инородческую семинарию. Учился блестяще, успешно освоил весь курс семинарских наук. Изучил в совершенстве мордовский, русский, чувашский, татарский языки, знал также греческий и латынь.
В 1883 году его, даровитого выпускника, оставили в семинарии учителем начальной школы.
С того времени началась его научно-педагогическая деятельность.
В летнее время Евсевьев добирался до самых отдаленных и глухих мордовских селений, где собирал языковой, фольклорный и этнографический материал. Серьезно изучал он также быт и культуру других народов. Его альбом был удостоен золотой медали на Парижской международной выставке.
Где бы ни находился молодой ученый, не забывал он отчий дом. В 1884 году в Малых Кармалах начал записывать со слов матери свадебные причитания. В результате кропотливой работы получилась замечательная книга «Мордовская свадьба» В последующие годы он написал первые учебники для эрзянских и мокшанских школ.
Евсеьев был прекрасным педагогом. Глубоко восприняв демократические идеи И.Н. Ульянова и других известных русских педагогов-новаторов, он настойчиво боролся с недостатками в системе народного образования, отстаивал необходимость обучения в школах на родном языке, проявлял заботу о женском образовании. Будучи в течение шести лет заведующим учебными мастерскими семинарии, он воспитывал у учащихся любовь к труду. Евсевьев пользовался большим уважением у своих учеников, обаяние его личности на них оказывало благотворное влияние.
Имя способного мордовского ученого стало известно в научных кругах не только в России, но и за ее пределами. Его этнографическая работа была отмечена золотой и серебряной медалями Русского географического общества.