Современные приоритеты и новые образовательные технологии

 Внедрение современных образовательных технологий предполагает активное обращение к целому спектру информационных ресурсов. При этом целевые установки образовательных технологий обуславливают необходимость эффективного управления этими ресурсами, наличия оптимальных условий доступа к ним, высокого уровня информационной культуры обучаемых. Такие установки являются одновременно задачами информатизации и муниципальных  библиотек. Последние на сегодняшнем этапе развития трансформируются в новые по своей миссии институты, главной функцией которых становится быть “воротами” доступа к разнообразной информации независимо от ее привязанности к локальному библиотечному фонду. Степень информатизации библиотек выступает сегодня условием успеха внедрения образовательных технологий.

Образовательная технология может быть определена как совокупность действий для достижения целей образования, или, более развернуто, как выстроенная в определенной последовательности и оптимизированная система действий (операций) субъектов образовательного процесса, ориентированная на эффективное достижение образовательных целей. Библиотеки как главные социальные институты, организующие сбор, хранение и использование информационных ресурсов, являются неотъемлемым компонентом процесса информатизации.

К ним относятся в первую очередь технологии, основанные на использовании компьютеров и мультимедийные технологии, базирующиеся на комплексном применении современных технических средств обучения: персональных компьютеров, видео, аудиовизуальных средств и т. д.

В рамках проекта «Образование» деятельность библиотеки осуществлялась по направлениям:

Информационная поддержка «Республиканской Целевой программы развития образования в ЧР на 2006-2010 годы» в районе;

Воспитание информационной культуры преподавателей и учащихся.

Поставка в модельные библиотеки новейших социально-значимых информационных ресурсов на печатных, электронных, аудиовизуальных носителях, обеспечение доступа к Интернет позволили поднять на более высокий уровень информационное обеспечение образования в районе.

Одна из функций библиотеки  - координация работы библиотеки в области социально-значимой информации. Библиотека особенно тесно  сотрудничает со Службой занятости населения. Основная цель совместной работы – профессиональное самоопределение учащихся. Профориентационная работа со старшеклассниками – одно из важнейших направлений работы с молодежью, так  как правильный, грамотный  выбор профессии во многом определяет всю дальнейшую жизнь человека. Для  наибольшей эффективности в профориентационной работе необходим дифференцированный подход,  с учетом возраста, уровня подготовки ребят.

Чем же реально может помочь библиотека учащемуся и учителю?

- собрать и предоставить информацию психологического, юридического, экономического, медицинского и другого характера по основным аспектам выбора профессии, а также специальную профориентационную, организовать постоянно действующий «уголок профориентации», где выставлена вся необходимые материалы;

Постоянно собирать сведения, характеризующие состояние местного рынка труда, а также материалы, дающие представление о близлежащих учебных заведениях и условиях приема в них;

Совместно с школой, учителем проводить мероприятия по профориентации;

Предоставлять свои ресурсы для удовлетворения потребностей школьников и преподавателей.

Центральная библиотека  работает по программе профессиональной ориентации молодежи " Читатели нашей библиотеки остро нуждаются в актуальной информации по профориентации. Мир профессий многообразен и изменчив, появляются новые профессии. Поэтому сегодня все больше требуются специалисты с особым стилем мышления, способные постигать новые технологии в работе, инновации. Выпускник школы, вступая на дорогу самостоятельности, решает, какой путь выбрать в жизни.

Ежегодно меняются программы вступительных экзаменов в учебные заведения. Выпускники интересуются такой информацией, как рейтинг учебных заведений, условия приема и обучения. В Центральной библиотеке накоплен определенный опыт профориентационной работы: оформление книжных выставок, проведение обзора литературы, беседы о профессиях, и вечера-встреч со специалистами. При библиотеке  функционирует «Школа будущего абитуриента» для пользователей – старшеклассников, которым в ближайшее время предстоит определить свой дальнейший жизненный путь. В отделе собрана информация на различных носителях, которая открывается для пользователей в виде традиционных выставок, листовок, закладок, пресс-дайджестов. Важно то, что она своевременна, доступна и понятна тем, кто в ней нуждается.

В рамках профориентационной работы со старшеклассниками проходят знакомства  с разнообразием мира профессий, ребята узнают о подразделении профессий по типам, проходят профориентационное тестирование с целью выявления, какой тип профессии индивидуально подходит каждому по объекту труда. С большим интересом участвуют старшеклассники в анализе своих способностей и возможностей, интересов, черт характера, определяемых с помощью психологических тестов, проводимых специалистами Центра занятости. В библиотеке организуются встречи со специалистами.  На таких встречах школьники могут многое узнать о выбранной профессии непосредственно от ее представителя – это создает более точное и правильное представление о том, насколько верно сделан выбор. Так, на профориентационных занятиях прошли встречи школьников с фармацевтом, врачом, программистом, судьей и т.д.  Такие совместные со службой занятости профориентационые мероприятия проходят в ЦБ регулярно.

Большую помощь в организации мероприятий по профориентации оказывают преподаватели средней школы. Они уточняют, какая именно информация по профориентации будет наиболее интересна и полезна для учащихся конкретных классов.

В информационном центре ребята знакомятся с базой «Высшие учебные заведения», с материалами об учебных заведениях России в Интернет, о правах абитуриента и студента с помощью СПС «Консультант Плюс», «Гарант», правовые сайты Интернет; с изданиями, представленными в ИЦ на выставке «Путь к карьере». Знакомясь с информационными ресурсами школьники находят для себя много интересной информации, к которой позже достаточно регулярно обращаются. Наибольшим спросом пользуются справочные издания для поступающих, материалы для подготовки к экзаменам, журнал «Абитуриент», распечатки из Интернета о различных учебных заведениях в пресс-дайджесте «Абитуриенту». Большой интерес вызывает и правовая информация, посвященная особенностям сдачи ЕГЭ в текущем году, правам студентов.

На выставке «путь к карьере» представлены буклеты по профессиям из серии «Мир профессий», подготовленных в ИЦ. «Архитектор», программист, верстальщик, политик, флорист и др.  

В постоянно меняющихся экономических условиях возникает необходимость в новых профессиях, наблюдается излишек специалистов одних профессий и недостаток - других. Для разрешения этих проблем необходимо своевременно определять направление интересов у молодежи. Тем более, что по данным социологических исследований, определенная часть молодежи, вступающая в жизнь, не имеет устойчивых профессиональных принципов. Важную роль здесь может сыграть хорошо организованная система профориентации с использованием консультаций специалистов. (выпуск буклетов «Мир профессий» ) Учащиеся 8-11-ых классов, которые заняты выбором будущей профессии в течение года знакомились с разнообразными профессиями - традиционными, (юрист, врач, учитель и др.) и сравнительно новыми (флорист, эколог, визажист) в виде буклетов, представленных на выставке «Мир профессий».

Огромную помощь в этом оказывает ведение тематических папок. В информационном центре ведется пресс-папка «Профориентация молодежи», в которой собрана информация

Все без исключения обращают внимание на тематические папки в которых даны практические советы о том, как морально настроиться на экзамен, как провести психологическую разгрузку, небольшие хитрости, как ответить на казалось бы,

Таким образом, все мероприятия, посвященные профориентации, преследуют главную цель - помочь абитуриентам оценить свои возможности, разобраться в многообразии профессий и выбрать дело, которому можно себя посвятить.

Сочетание современных технологий библиотечного обслуживания и профессионализма сотрудников Центра занятости населения приносит свои плоды.